Первый миф, который следует отметить, это популярная конфронтационная парадигма: школа испортит моего ребенка, поэтому решение простое: надо либо переходить на домашнее обучение, либо отдавать ребенка в христианскую школу.
Почему я говорю, что это миф? Потому что на самом деле это не принципиальная парадигма. Это не тот конфликт, который должен стать самым главным для нас. Самое важное – мы видим это в Священном Писании – чтобы наши дети познакомились с Иисусом Христом. Христианская школа не делает ребенка христианином. Домашнее образование не защитит его от влияния этого мира. Потому что самое страшное влияние, которое есть – это сердце нашего ребенка. Сам Господь Иисус сказал: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи» (Мф. 15:19). Страшные вещи исходят из сердца, и куда бы мы ни спрятали нашего ребенка, мы не сможем защитить его от его же греховного сердца. Оно с ним везде. И какая бы прекрасная среда вокруг него ни была, она не способна защитить ребенка. Даже когда Иисус (совершенный Человек!) был на земле, в его команде оказался предатель. Иуда находился в общении и под влиянием Христа, но стал предателем. И первое, о чем нам стоит молиться – это о том, чтобы наш ребенок мог встретиться с Богом и узнать Его.
Второй, довольно распространенный
миф состоит в том, что я не способен чему-либо сам научить ребенка и мне нужна помощь экспертов, специалистов, одаренных преподавателей. От части, эти мысли являются правдой, ведь мы не можем, например, научить ребенка английскому, испанскому или китайскому языкам, если сами их не знаем. Тут потребуется помощь квалифицированных специалистов. Но наша главная задача не просто научить ребенка каким-то знаниям и навыкам. Главная задача родителей – воспитать его характер. И наилучшим образом это может сделать только родитель. Характер – это не просто глубина, широта или объем знаний. Это то, что мы вкладываем в ребенка через пример нашей собственной жизни, посредством Божьей благодати, через молитву, через Божье Слово. Это их ценности и убеждения, это то, что они копируют прежде всего с нас.
Эти две вещи принципиальны: мы хотим, чтобы ребенок познакомился с Богом, и мы воспитываем в нем характер. И тут не важно, где именно ребенок будет находиться, важно, чтобы мы были в жизни этого ребенка.
Теперь перейдем к теме:
Ребенок. Родитель. И реальные проблемы.
Мы знаем, что есть реальные проблемы, связанные со школой, в которой находится наш ребенок. И мы должны их хорошо понимать.
1)
Первая проблема – это мощнейшее влияние светского гуманизма. Я думаю, что мы с вами до конца не осознаем, что светского гуманизма очень много в нас самих. Он пропитал наше мышление, наше восприятие, наши отношения. И постепенно мы начинаем замечать, как происходит трансформация/деформация и нашего ребенка.
В основе светского гуманизма лежит идея того, что сам человек является Богом. Человек становится самоцелью. Он в центре всего. Он верх всего. И ребенок вместо того, чтобы утверждаться, что Бог надо всем, находясь под влиянием светского гуманизма и своей греховной природы, начинает все больше и больше укореняться в эгоцентризме.
Мы должны четко понимать, что это влияние присутствует. Его не надо игнорировать. О нем надо знать и разумным образом бороться.
2)
Вторая проблема – дурное влияние сверстников. Наш ребенок находится в окружении таких же духовно поврежденных, не возрожденных, подверженных всему этому тлетворному влиянию ребят. Оно есть даже внутри церкви. И чем старше становятся дети, тем сильнее это влияние.
3)
Третья проблема, которая даже может стать основанием для перевода на домашнее образование, – это слабое образование. В некоторых школах не хватает уровня знаний. И на сегодняшний день, бывает так, что школа становится временным складированием детей, пока их родители на работе. Преподаватели становятся надзирателями, которые присматривают за детьми, но не дают им должного развития и образования.
Какие решения этих проблем обычно предлагают?
- Давайте пообщаемся с ребенком.
- Давайте помолимся.
- Прочитаем им мораль или поругаем.
Но сегодня мне бы хотелось уйти от такой логики, от решения проблем за 5 шагов, потому что это не тот путь, который действительно поможет. Мне хотелось бы поговорить о том, что на самом деле можем сделать мы, родители.
И я начну с ребенка.