До начала трансляции воскресного служения осталось: 2 день, 16 часов, 22 минута, 52 секунды

Назад к разделу

Почему служители РБЦ не носят специальную одежду?
Тема: О Церкви
Почему служители РБЦ не носят специальную одежду?

Для большинства людей вполне привычно видеть церковных служителей, облаченных в особые одеяния. Это давно стало частью окружающей нас религиозной культуры. Конечно, такая практика имеет свои преимущества: специальная одежда напоминает владельцам об их призвании, ответственности перед Богом и людьми; окружающим она свидетельствует о  Боге, Его вездесущности и всеведении. Те, кто разбирается в значении элементов одежды священников, могут видеть в них целую проповедь Евангелия и Христа, но таких в нашем обществе подавляющее меньшинство. 

Перечень аргументов, говорящих о значимости и необходимости ношения служителями специальной одежды, можно продолжить, но все же стоит рассмотреть этот вопрос не с точки зрения истории или традиций, а через призму божественного откровения, данного нам Самим Богом — Библии. 

Особая одежда представителей духовенства широко использовалась в Древнем Израиле. В то время только они могли ходатайствовать за народ перед Богом, и лишь один из них раз в год представал перед Создателем и обращался к Нему напрямую. Одеяния священников свидетельствовали о важности их миссии — служить Богу, заботясь о духовном состоянии людей,  и совершать жертвоприношения от лица, как всего народа, так и отдельных его представителей, быть посредниками между Богом и людьми. В Древнем Израиле священство было доступно лишь мужчинам, которые были из колена Левия. Их Сам Бог избрал для такого служения —  только левиты имели право приносить жертвы, возносить специальные молитвы, проводить богослужения на больших религиозных праздниках.

После смерти и воскресения Христа ситуация кардинально изменилась. Иерусалимский Храм перестал быть единственным местом поклонения Богу, теперь к Нему мог и может обратиться каждый человек на всяком месте в любое время — и эта молитва, произнесенная с верой, будет услышана. Отпала необходимость в священниках как посредниках между Богом и людьми. Единственным посредником навсегда стал Иисус Христос, как и пишет ап. Павел в одном из своих посланий: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5).

Верующие больше не делятся на священнослужителей и прихожан, как это было ранее. Библия авторитетно заявляет, что всякий, кто доверился Христу и стал настоящим христианином, является служителем Бога. Вот что говорит об этом ап. Петр, обращаясь ко всем уверовавшим: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9).

В Библии нигде не говорится о том, что апостолы носили отличительные одеяния. Нет также ни одного упоминания в их посланиях, чтобы руководители церквей — пресвитеры и диаконы — одевались каким-то особенным образом. В то же время серьезное внимание уделяется  характеру таких людей — они должны быть достойным примером христианской жизни как в церкви, так в окружающем обществе, как в своем характере, так и в своем  поведение, как в своей семейной жизни, так и в отношениях с другими людьми. И хотя апостолы выделяют  эту группу христиан в своих посланиях — духовных лидеров церквей, —все же они не отделяют их в отдельный класс, пользующийся преференциями в общении с Богом. Да, они несут повышенную ответственность и особое служение в церкви, но при этом не стоят к Богу ближе, чем любой другой верующий во Христа.

Каким же образом священнические одежды пришли в христианство? Первые упоминания о специальном одеянии для епископа (посох, митра, паллиум), фимиаме, светилах и т.д. относятся к иерусалимской церкви Кирилла (середина IV века). В эпоху императора Константина церковные церемонии много позаимствовали у императорского двора. Богослужения христианских общин превращаются в торжественные мероприятия, центром которого являются священники, совершающие евхаристию. При этом активность других участников уменьшается, и они становятся  зрителями церковного «спектакля», прихожанами. Библия же учит, что все верующие являются служителями Бога, имеют одинаковый доступ и общение с Ним, трудятся для Его славы, используя духовные дары и способности. Как пишет ап. Петр в своем 1-ом послании: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.» (1 Петр. 4:10-11).

Поэтому служители РБЦ не носят специальных одежд, чтобы, во-первых, подчеркнуть учение Библии о всеобщем священстве верующих и одинаковой доступности, близости Бога для всех христиан; во-вторых, показать возможность каждого человека обрести личные близкие отношения с Богом, даже если он не является священнослужителем в церкви.

Евгений Бахмутский Пастор-учитель РБЦ    

Связаться с нами
Заполните форму и мы обязательно свяжемся с вами в ближайшее время