До начала трансляции воскресного служения осталось: 6 день, 18 часов, 04 минута, 48 секунды

Божье строительство. Часть 2. Божья нива или неправильное отношение к церковным руководителям

24.04.2016
Скачать
Места из Библии: Первое Послание к Коринфянам 3:5-8
Краткое описание проповеди:
Тезисы проповеди:

1.Неразумное сравнение служителей друг с другом (ст.5)
2.Непонимание важности полноты духовного влияния (ст.7-9а)
2.1.Коринфяне перетолковывали или радикализировали взгляды тех или иных служителей
2.2.Коринфяне ограничивали наставление в своей жизни
2.3.Коринфяне сделали себя авторитетами
1.3.Человеко-центризм вместо богоцентризма (ст.6,9б)

Божье строительство часть 2 

Божья нива или неправильное отношение к церковным руководителям

(1 Кор.3:5-9) 

5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. 6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; 7 Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий. 8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. 9 Ибо мы соработники у Бога, [а] вы Божия нива, Божие строение 

В прошлый раз мы увидели, что коринфская община демонстрировала очевидный пример детской незрелой духовности. Поэтому в ней отсутствовало евангельское единство. Павел отметил, что коринфяне были полны зависти, споров и разногласий. В своей общине они не доверяли друг друг и не любили друг друга. Точнее, любили, но только тех, кто был на их стороне. Они находили единство с другими против кого-то.

 Кстати, вы можете многое узнать об отношениях человека с Богом, понаблюдав за его отношениями с другими. Если он в постоянных конфликтах, высокомерии, осуждении, отчуждении, недоверии, обидах и т.д., то очевидно, что он плохо понимает или вообще не знает Евангелие, то есть у него слабые взаимоотношения со Христом или они вообще отсутствуют. То поведение, которое демонстрировали коринфские верующие можно ожидать от людей, которые не познали Бога, или как их называет Павел во 2-ой главе - душевных людей, то есть не имеющих Духа Святого. Но никак от рожденных свыше христиан.

Человек, в своем греховном душевном состоянии, является врагом Бога. Его разум направлен на вещи, которые не несут славу Божью. Это не обязательно какие-то самые ужасные аморальные и нечестивые поступки. Но они точно не прославляют Бога.

Апостол об этом говорит в Рим.8 главе

5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. 6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, 7 Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. 8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут 9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его - Рим.8:5-9 

Человек, который уверовал во Христа, получает Духа Святого. Вражда между ним и Богом уже закончена. Он обретает разум Христов, и поэтому может строить свои отношения с людьми уже совсем по-другому. На основании Евангелия, через Крест Христов!

 Но уверовавший во Христа человек, все еще сохранят в себе греховную плоть, поэтому имеет возможность впасть снова в плотское мышление, и как следствие, в плотское поведение, и вести себя как духовный младенец. Это и случилось с Коринфянами. Вместо того, чтобы поступать как зрелые христиане, они стали духовными кидалтами.

Их плотское поведение выражалось в том, что они не видели своего подлинного духовного состояния, между ними были конфликты и споры. Но не только в этом. Также и в их неправильном отношении к церковному руководству, к христианским лидерам и служителям. Делясь на фракции по своей лояльности к тому или иному лидеру они совершали, как минимум, три серьезные ошибки.

1.Неразумное сравнение служителей друг с другом (ст.5-6)

5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.

Мы всегда будем сравнивать. Так мы устроены. Но проблема не в сравнении, а проблема в цели и мотивации этого. Коринфяне мыслили по-мирски, поэтому и сравнение, которое они производили приводило к распрям и конфликтам.

Вот простой пример духовного и плотского сравнения.

Я увидел добрый пример взаимоотношений одной семейной пары. И сравнивая себя со своей семьей, увидел много различий, не в пользу моих взаимоотношений с моей семьей.

Плотское сравнение, например может быть таким:

-  не может быть чтобы у них все было хорошо, они что-то скрывают.

-  Они еще выпячивают свои отношения, гордятся собою.

-  А машина у меня лучше

Духовное сравнение может быть таким:

-  слава Богу за Его благодать в этом семье и за их покорность истине

-  нам есть чему поучиться у них, надо бы их пригласить в гости к нам и пообщаться

-  Господи, благодарю за обличение в моих грехах и ободрение, что все может измениться! 

Понимаете, коринфяне сравнивали разных церковных служителей друг с другом, и придавали слишком большое значение одним и принижали значимость других. Одних они превозносили, других уничижали, считая их незначимыми и неважными.  Подумайте только насколько сильно такое поведение разделяло церковь и разрушало ее.

  • Он сказал проповедь лучше, чем тот
  • Он посмотрел на меня таким проникновенным взглядом, не то, что этот
  • Его лексикон богаче
  • Его дети лучше воспитаны
  • Его образование хуже и т.д.

 

Ап.Павел показывает же ценность и особую роль каждого из служителей в ст.6а:

Я насадил, Аполлос поливал, 

Указывая одновременно на их полную зависимость от Бога, в продолжении этого стиха:

но возрастил Бог;

 Он не уравнивает служителей между собой в их дарованиях и призвании, но показывает их исключительную роль, и признает их уникальность. Заметьте фразу в конце 5-го стиха

и притом поскольку каждому дал Господь

Это слово про дарования и особую значимость каждого служителя.

Здесь не совсем понятно звучит, как будто Апостол говорит про уверовавших коринфян. Перевод Радостная Весть звучит понятней:

и каждый исполнил то дело, которое ему поручил его Господин.

 

Павел говорит о служителях, не противопоставляя друг другу, а указывая на их взаимосвязь. Он показывает, что они представляют собой одну команду и их служения являются созависимыми и дополняющими одно другое.

И все они совершают свое служение под руководством Господа, в Его команде.

8 Насаждающий же и поливающий суть одно;

 

Все эти братья являются слугами Господа. Апостол употребляет даже соответствующее слово - служители. Посмотрите на ст.5 - «Они только служители». Буквально - διάκονοι. Это слово часто употреблялось в отношении слуг, которые подносили воду. Служители церкви являются официантами в Божьем ресторане, соработниками у Бога, каждый уникально одарен, каждый имеет свое место и предназначение, чтобы заботиться о Божьем народе, чтобы развивать Божью ниву.

Их нет смысла сравнивать кто лучше, кто хуже, кто значимее, кто менее значимее. Они точно все разные. Так задумал Господь, раздавший им различные уникальные дарования и поместивший их в Свою команду служения, каждого на свою место, доверивший каждому свою служение и вверивший каждому свою уникальную роль.

 

 

2.Непонимание важности полноты духовного влияния (ст.7-9а)

7 Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий. 8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. 9 Ибо мы соработники у Бога,

 

Коринфяне делились на фракции, на группы симпатизирующих: за кем из лидеров следовать, кому подражать, к кому прислушиваться, с кем себя отожествлять, чей авторитет принимать. И они спорили и ругались друг с другом, считая, что их фракция самая лучшая.

Но они не разумели и не понимали нечто важное и принципиально. Это Сам Господь Бог даровал им всех этих разных служителей, подарил им такое многостороннее духовное влияние в их жизни - для их же пользы, для их полноценного духовного возрастания, для их полноценного духовного становления.

Один насадил, другой поливал, но взрастил только Бог.

 

Сам Бог стоял за всем процессом их роста! Это был Его замысел и Его план. Это Он решил употребить разные инструменты в лице всех этих служителей, чтобы коринфяне смогли уверовать и возрастать в вере.

У церковных лидеров нет самодостаточности или духовной автономности. Каждый из них нуждается в других лидерах и нуждается в других членах церкви.

8 Насаждающий же и поливающий суть одно

 

И каждый из них полностью зависим от Бога взращивающего!

7 Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий.

 

Все вместе они наилучшим образом помогали коринфянам уверовать, духовно расти, познавать Христа и воплощать Евангелие в своей жизни.

 

Друзья, все мы нуждаемся в комплексном разностороннем духовном влиянии, чтобы становится зрелыми и расти в Боге.

 

Существует вполне понятная опасность стать предвзятым к кому-то из служителей, пренебречь его влиянием и его служением мне, и не получить необходимо духовного наставления и участия для моего роста и полноценного духовного развития.

Представьте как коринфяне спорили между собой:

  • Я слушаю только ап.Павла - мне не нужен ваш Аполлос. - кричали одни
  • Зачем нужны эти новички, надо следовать за самым значимым учеником Христа - Петром - говорили другие
  • Только Аполлос может говорить по-настоящему интеллектуально - утверждали третьи.

Мы можем только догадываться как все происходило, и что они говорили буквально, но очевидно одно - коринфяне пренебрегали одними служителями, чтобы внимать другим.

И это указывает на три серьезных проблемы.

 

2.1.Коринфяне перетолковывали или радикализировали взгляды тех или иных служителей

Взгляды последователей всегда звучат более категорично и радикально, чем взгляды учителя. Это происходит естественно по причине нашей греховной природы. Коринфяне были движимы своей плотью, поэтому в пылу своих споров могли максимизировать или попытаться усилить тот или иной пункт из жизни или учения их духовных героев. Что несомненно приводило только к большей конфронтации и разделениям.

Например, в древности апологеты Западной, Римо-Католической церкови, утверждали, что они самая правильные, что у них самая авторитетная церковь, потому что самый важный апостол, апостол Петр, был ее служителем. На что представители Восточной Церкви заявляли, что они авторитетнее, потому что ап.Андрей, был призван первым, и только потом пригласил Петра ко Христу. Поэтому их Апостол важнее, не случайно же его прозвали - Андрей Первозванный! Поэтому их Церковь авторитетнее.

Но это несерьезная аргументация. Потому Апостол Петр и Апостол Андрей проповедовали одну и ту же Благую Весть и никогда бы не противопоставляли себя и свое учение друг другу. Они проповедовали Христа и Его Евангелие! Созидаю одну Церковь!

 

2.2.Коринфяне ограничивали наставление в своей жизни

Следуя за тем или иным учителем, они непреднамеренно, а иногда намеренно, изолировали себя от наставления других верных Божьих служителей.

В подобную ловушку попали фарисеи периода земного служения Христа - помните их известные слова - «Может ли что быть доброе из Галилеи?!»

Мы сами можем попадать в подобную ловушку, вешая ярлыки на тех или иных служителей, или замечая что-то для нас неудобное или неприемлемое, что будет закрывать наши глаза и уши.

Друзья, я многому учусь у различных служителей прошлого и настоящего, хотя не совсем согласен с некоторыми их взглядами или поступками.

 

Например,

  • я читаю с удовольствием Роберта Спраула, но я не собираюсь крестить детей
  • мне очень нравится миссионерская ревность Джона Весли, но его пример семейной жизни не самый лучший
  • я рекомендую книги Марка Девера, но продолжаю верить в Тысячелетнее Царство
  • я научился серьезно проповедовать Слово Божие у Джона Макартура, но основанию новых церквей учусь у Води Бокама или Мэта Чендлера
  • Мне импонирует понимание культуры через призму Евангелия у Тима Келлера, но организацию церковной жизни я смотрю у Василия Фетлера.
  • Я молюсь о Духовном Преображении России подобно Ивану Проханову, но созидаю служение по примеру Чарльза Сперджена.
  • Я очень люблю теологию, но после Библии, только книга Джеймса Паркера «Познание Бога» поставила меня на колени от понимания величия Божьего замысла и Его благодати
  • Я учусь дерзновенно проповедовать у Джона Пайпера и кропотливо трудиться с душами у Пола Триппа.

 

И я могу продолжить этот список. Он далеко не полный. Каждый из служителей, как прошлого, так и настоящего, здесь в России или за рубежом, принес особое наставление и сыграл особую роль в моем формировании как служителя, особенно в плане библейского мышления.

Я не назвал здесь своих наставников, которые работали над моим характером. И в процессе этого наставления - они влияния и на мое мышление также. Имена некоторых хорошо известны, некоторые известны только Богу и мне.

Но важно, что все это многогранное, многосторонее влияние - Бог принес в мою жизнь, чтобы наставлять и воспитывать, преображать в образ Христа и готовить меня для более созидательного и верного служения Ему. И я продолжаю учиться, и видеть как Бог продолжает приводить в мою жизнь новых и новых наставников и учителей. И никто из них не является самодостаточным или всеохватывающим. Мы все ограничены. Потому что мы люди. Но благодарю их влиянию - я могу лучше видеть красоту Божьего замысла и глубину Божьей благодати! 

Не случайно библейское душепопечение совершается не одним экспертом-душепопечителем, но внутри церковной общины и всей общиной, хотя и при курировании какого-то конкретного человека.

Например, с кафедры я слышу наставление, в малой группе вижу примеры, в личной беседе с наставником выявляю некоторые глубинные проблемы сердца, с близким другом молюсь, с командой служения шлифую свой характер, в семье учусь любить и прощать и т.д. Мне нужна вся церковь, все наставление, все участие. Иначе не будет преображения и изменения.

 

2.3.Коринфяне сделали себя авторитетами

И трагедия даже не в том, что они ограничивали свой слух, чтобы слышать наставления «нелюбимого» служителя, а в том, что они сами делали себя авторитетами и решали, что им нужно, а что нет. Не сознавая, что они не понимают многого, и ведут себя как младенцы.

Это показывает их детское и эгоцентричное мышление.

 

Детское мышление - буду есть то, что мне нравится. Конечно - пирожное, конфеты, мороженное - хорошо. Но не только это должен есть человек! Дети же готовы только этим и питаться!

Эгоистичное мышление:

  • Мне не нравится этот лидер малой группы - чему он может меня научить
  • Мне не нравится этот пастор - потому что мне нравится другой
  • и т.д.

 

Понимаете это очень близко к устрашающим словам Павла во 2-ом послании к Тимофею

3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху - 2 Тим.4:3

И это говорится о верующих людях в церкви. И хотя здесь описана уже весьма запущенная ситуация. Но вслушайтесь в слова Апостола - «по своим прихотям будут избирать себе учителей...»

Слово «прихоти». Это греческое слово - эпитумия - то есть сверх желание или сильное желание, похоть. Это же не обязательно что-то аморальное или безнравственное. Это могут быть различные субъективные неосновательные причины:

-  этот служитель соглашается со мной, поэтому я буду его слушать

-  этот со мной так и не поговорил, поэтому я не буду его слушать

-  этот мне симпатичен

-  а этот похож на меня

-  этот против того же, что и я

-  этот сыграл особую роль в моей жизни

-  просто надо следовать за кем-то, а за тем я не хочу и т.д.

 

Причин может быть множество. Но все они ведут к одному - люди избирают себе учителей или лидеров, пренебрегая той полнотой наставления, которую Господь дает им в Своей Церкви.

Друзья, я не говорю про то, что все служители одинаково одарены, одинаково являют пример жизни по Христу, что они не ошибаются и т.д. и т.п. Я говорю про Божию работу в твоей и моей жизни через них всех!

Почему у нас несколько пасторов в церкви? Причин несколько. И одна из них, что даже пасторы нуждаются в пасторах для своего наставления. Я нуждаюсь в моих братьях - Викторе, Владе, Дмитрие, Вениамине, Владимире, Кирилле. И не только как в напарниках и соработниках, но как в братьях, которые могут и ободрить и обличить и дать наставление и помочь! Наша община нуждается в полноте наставления, которую Бог дает нам через всех наших пасторов и служителей.

 

 

3.Человеко-центризм вместо богоцентризма (ст.6,9б)

6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;

9 вы Божия нива, Божие строение

 

Ап.Павел уверенно утверждает, что Коринфская поместная церковь, все верующие того города, представляют собой Божью ниву, Божье строение.

Обратите внимание на это ключевой слово «Божью», «Божье».

Коринфяне делали акцент на конкретных служителей, на своих предпочтениях, на своих взглядах, на себе в конце концов, тогда когда церковь им не принадлежала, она принадлежит Богу! И в ней духовный рост дает только Он один!

7 Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий.

 

Это Его поле. Это Его Церковь

Братья и сестры - мы нужны друг другу. Один насаждает, второй поливает, третий удобряет, четвертый облагораживает. Но нам всем нужен Бог, чтобы был рост.

Но вот Бог в нас не нуждается. Он самодостаточен и может совершать Свою работу и без нас. Это удивительная привилегия и настоящая честь быть частью Его команды сослужителей.

Поэтому весьма неразумно и опасно не только не трудиться, но даже противостоять Божьему труду через других, мешая и подставляя подножки. Это не только препятствия людям, но это бесчестит Бога! Ведь это Бог сделал и купил Себе кровью Своего Сына все эти инструменты для работы в Его саду. Если мы мешаем другим трудиться через свои незрелые поступки, то мы не только вредим себе, вредим другим, но и разрушаем то, что Бог строит. А это уже серьезное преступление.

Коринфяне в своих спорах потеряли важное понимание, что Бог над всем, что это Бог трудится, что это Его Церковь. Они в своем сравнение служителей между собой, в пренебрежении одними и превознесении других, в игнорировании полноты Божьего наставления в своей жизни, в сущности перевели свой взор на людей, вместо того, чтобы хранить свое внимание на Боге. Они осуждали одних и воспевали других. Они отказались от полноценного многостороннего духовного влияние в своей жизни. Они желали превозносить себя и своих героев в Божьей церкви, когда она существует только ради Божьей славы!

Павел показал причины их разногласий - следование греховной плоти. Он указал на ее проявление - зависть и споры. Но он также показал путь для исцеления - жить ради славы Божьей. И когда мы начнем жить для славы Божьей, тогда будет рождаться сотрудничество и партнерство в служении, а не конфликты, зависть, споры и перетягивание каната.

Апостол говорит

7 Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий

 

Все Божьи работники единая Божия команда, поэтому только Богу должна воздаваться вся слава. Признание нашего единства в Господе - это надежное и единственное лекарство от болезни разделений. Оно не оставляет места плоти и ее симптомам: зависти, спорам и разделениям.

Мы одна команда. Мы нужны друг другу. Хотя мы все такие разные - Бог собрал нас вместе, чтобы через нас созидать Свое Царства в этом городе!

Нельзя оценивать себя и сравнивать себя с другим по своим способностям и достижениям.

Мою оценку мне будет давать Господь

Мое принятия Христом не зависит от моих достижений

Моя ответственность служить Богу своими дарованиями, а не сравнивать себя с другими - что у них и что они получили и как они служат.

Мой результат - продукт Божьей благодати, а не моих усилий.

Мой ответственности служить ради Божьей славы, а не ради принятия людьми и их одобрений.

Если я не буду жить по Евангелию, то я буду завидовать и проносить дух мирской соревновательности и соперничества в церковь, а не партнерства и созидания.

 

 

 

 

***

И последнее:

каждый получит свою награду по своему труду. - ст.8б

В этой простой фразе есть несколько важных напоминаний

 

1.Бог вознаградит всех Своих тружеников.

 

1.Бог верен своему обещанию. На это ссылается апостол в 15-ой главе

Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом. - 1 Кор.15:58

 

2.Нам не стоит искать награды у людей. Бог нам воздаст. Он пообещал Сам.

3.Нам не стоит восхвалять людей, особенно при их жизни.

Павел и Аполлос были не кем иным, как Божьими соработниками. Они трудились не на своем собственном поприще, не на своем поле, а на Божьем. Поэтому вся слава за любое доброе дело, сделанное в Коринфе или где угодно - также принадлежала только Ему!

 

2.Бог награждает за труд, а не успех или результат

Наш текст говорит об этом весьма прямо - «награду по своему труду».

Мы привыкли оценивать успех результатом, количеством. Но это неверно. Бог награждает за труд, а не за видимый успех . И здесь следует отметить два аспекта:

1.Нельзя противопоставлять плодоношение и верность в служении.

Это не два полюса. Это две грани подлинного служения. Необходимо искать плода, искать результата, сознавая, что только Бог может дать рост. Поэтому ища плода - необходимо искать Его ради славы Божьей, а не ради своего утверждения, прославления или корысти. Ап.Павел искал плода, когда шел из города в город и проповедовал Евангелие.

Мы читаем например его слова в послании к Римлянам

Не хочу, братия, [оставить] вас в неведении, что я многократно намеревался прийти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов - Рим.1:13

И этот плод точно включал в себя как измененные жизни верующих, так и новые спасенные души. Только делал это Павел не ради прославления себя, а ради славы Христовой.

2.Нельзя унывать или останавливаться, когда верно проповедуешь Евангелие и ищешь славы Богу, а ничего существенного не происходит.

У нас есть два прекрасных примера в Ветхом Завете - пророк Иеремия и пророк Иона. Первый проповедовал всю жизнь - и не было массового обращения и покаяния народа, другой - был непокорный пророк, но сказал с неохотой слово и вся Ниневия покаялась.То, насколько полезным и действенным окажется наше служение, зависит только от Божьей благодати.

 

 

 

 

 

 

Вопросы для ЛМГ

 

 

1.Неразумное сравнение служителей друг с другом (ст.5-6)

 

1.Почему само сравнение нельзя назвать плохим?

2.В чем была основная проблема коринфян сравнения служителей? Нет ли подобного у вас?

3.Почему уникальность, способности и дарования служителей не могут быть основание для конфликта или противопоставления?

 

2.Непонимание важности полноты духовного влияния (ст.7-9а)

 

1.Какие основные три серьезные проблемы были у коринфян?

2.Как не стать «однобоким» в своем духовном развитии?

3.Может ли один служитель принести нам полноту?

4.Как избежать своей субъективности и самости в духовном развитии и оценке?

 

3.Человеко-центризм вместо богоцентризма (ст.6,9б)

 

1.В чем был источник конфликтов и споров коринфян? Как это можно было преодолеть?

2.Кому принадлежит Церковь? Что это означает для Вас?

3.Как не перегореть в труде для Христа?

Связаться с нами
Заполните форму и мы обязательно свяжемся с вами в ближайшее время